Денис Колокольников: об изменениях российских ТЦ в ситуации снижения спроса
Председатель совета директоров консалтинговой компании «RRG» Денис Колокольников порассуждал о влиянии в скором времени роста цен на продукцию и снижения прибыли граждан на торговую недвижимость России. Мы постарались выделить наиболее значимые тезисы.
В кризисный период товарооборот на рынке заметно упал. Покупать продукты в таком же количестве потребители не имеют возможности, а оформлять кредиты нерентабельно и небезопасно. В общем итоге поток денежных средств, попадающих на рынок торговой недвижимости, ощутимо уменьшился.
Дело даже не в снижении количества покупок как таковых, а в изменении самой схемы. К защищённым (от экономии) товарам относятся: еда, лекарства, медицинские услуги, транспортные услуги, с натяжкой — товары для детей, телекоммуникационные услуги, косметика. В группу незащищённых (на них экономят больше всего) попали одежда и обувь, товары для ремонта, бытовая техника, спортивный инвентарь, туристические услуги и развлечения.
В непростое положение попали ритейлеры, продающие данные товары: их расходы стремительно увеличились, ведь львиная доля продукции до сих пор закупается в других странах за валюту; а поднять ценовой диапазон для конечного потребителя у них не получится из-за резкого снижения спроса на незащищённые товары. В результате доходность от их деятельности стремительно снижается. На сегодняшний день такие ритейлеры не в состоянии брать в аренду зоны в ТЦ в таких же объёмах и по таким же ставкам, как до кризиса.
Число арендаторов в незащищённых секторах сокращается, если нет возможности сойтись с владельцем в основных требованиях. Получается, что комплекс магазинов, в которые обращаются покупатели, поменялся. Наиболее ярко это отражается в деятельности больших торговых центров столицы, далёких от метро. Гораздо больше в кризисный момент повезло общедоступным объектам меньшего размаха. Помимо этого, маленькие ТЦ обеспечивают покупателей всеми необходимыми товарами из группы так называемых «защищённых».
Собственников большого числа торговых великанов столицы коснулись следующие изменения: падение ставок (приблизительно на 25–30%), обязательное редактирование проектной структуры, наращивание доли «антикризисных» магазинов в ТЦ. Свободные зоны, скорее всего, будут заняты нетрадиционными операторами: различные выставки, арт-объекты, спортивные площадки, молодые дизайнеры, контактные зоопарки и др.
Фэшн и некоторые товарные группы займут в ТЦ меньшие территории. Данное положение вещей зафиксируется по идеальной модели до конца текущего года. Вероятно, рынок уйдёт в сектора подешевле, включая дисконт, но это непосредственно связано с развитием экономики России в будущем.