HoReCa: перспективы развития в Беларуси
В данной статье поговорим о перспективах развития в Минске и регионах гостинично-ресторанного бизнеса.
Основная часть такого бизнеса сосредоточена в Минске, и это закономерно: в столице проживает 20 % населения Беларуси и 30 % промышленных предприятий. Все основные туристические дороги ведут в Минск: национальный аэропорт, железнодорожный вокзал, крупный транспортный узел. Крупные спортивные, политические, культурные события обычно проходят здесь. Неудивительно, что в Минске идет активное возведение гостиниц и разрастается ресторанная сеть.
Какова ситуация в гостиничном бизнесе на данный момент?
Гостиницы преимущественно принадлежат государству. 30 гостиниц на 3319 номеров, готовых принять туристов: из них 2 гостиницы имеют 5 звезд, 3 гостиницы на 4 звезды. В Минске насчитывается 14 сертифицированных гостиниц с номерным фондом 1 912 номеров. В регионах — 18 сертифицированных гостиниц 3-4 звезды.
Несмотря на то, что в Минске активно возводятся новые гостиницы, уровень гостиничных номеров на 1 000 жителей Минска ниже, чем у наших ближайших соседей: Минск (1 номер на 1 000 жителей), Киев (3 номера на 1 000 жителей), Рига (7 номеров на 1 000 жителей), Вильнюс (16 номеров на 1 000 жителей), Таллинн (17 номеров на 1 000 жителей).
Что будет после Чемпионата?
Во-первых, предложение будет превышать спрос (гостиницы 4-5 звезд). Вполне вероятно, что загрузка отелей окажется на критической отметке в 25-30 %.
Наиболее рациональным выходом для владельцев будет снижение цен (в худшем варианте развития на 50 %). Также возможен переход гостиниц из 5 звезд в 4 звезды. Чтобы поддерживать привлекательность в глазах клиентов, а также для возврата вложенных средств известные мировые бренды создают дополнительные услуги (рестораны, SPA-салоны, фитнес-клубы, анимацию для взрослых и детей, залы для конференций, бассейны).
Количество же 3-зведочных отелей растет медленно. Это обусловлено тем, что туристы предпочитают или заселяться в апарт-отели, или ищут съемное жилье. В данном сегменте звездности также прогнозируется снижение стоимости номеров.
Направления развития
Чтобы обеспечить загрузку отелей и вывести уже построенные объекты на окупаемость, необходимо интенсивное развитие туризма в Беларуси. Туристический рынок на данный момент слабо развит. Также вариант развития гостиниц - вывод части площадей в офисы.
Ресторанный бизнес в Беларуси
Количество ресторанов и кафе в Беларуси растет. Это связано с ростом доходов жителей страны, ростом туристов (пускай и далеким от идеала), а также с изменением поведения потребителей (средняя семья из человек тратит около 2,2 % на питание вне дома).
Но доходы населения растут не так быстро, как хотелось бы, а конкуренты появляются почти мгновенно. Каковы пути развития данной отрасли?
Можно обозначить несколько направлений развития: специализация по кухне, создание крупных ресторанных комплексов, а также создание заведений для активной молодежи.
Объявления по продаже-покупке готового бизнеса смотрите здесь