Периоды деятельности торгового центра, анализ практического опыта
В рамках серии публикаций докладов, озвученных на тренинге «Маркетинг в торговом центре: как выжить в кризис», представляем доклад Дайвы Данкшиене, главы службы бизнес-консалтинга в национальном центре инноваций и предпринимательства Каунасского Университета технологий (Литва). Она более 7 лет руководила крупными торговыми центрами Литвы и управляла недвижимостью, площадью более 8100 кв.м.
Выделим ключевые пункты при управлении торговыми центрами:
1. Отчеты владельцу
- Посещаемость
- Оборот арендаторов
- Смена арендаторов, статус договоров
- Размер задолженности
- Анализ арендных площадей
2. Анализ расходов
3. Составление бюджета
4. Оценка
5. Ответственность за бюджет
6. Совместная работа с департаментом аренды
7. Норма вакансий
8. Мониторинг рынка ТЦ
9. Маркетинг
10. Работа с должниками
Кроме того, необходимо создать команду управления, состав которой может варьироваться в зависимости от размера ТЦ. До 20 000 кв.м. – управляющий, координатор, специалист по маркетингу. До 65 000 кв.м. – управляющий, бухгалтер, координатор по маркетингу, техник, администратор, информационная служба, зона развлечений.
Арендатору целесообразнее работать в одном торговом центром, найти постоянного партнера, чем постоянно делать ремонт в разных ТЦ. Для собственников , инвесторов и топ-менеджмента торгового центры важно получение оценки стоимость ТЦ , динамика рыночной стоимости объекта. Это заключение предоставляет независимая аудиторская компания. Но основании этих сведений, инвестор получает итоговые данные, о стоимости своих инвестиций, что дает возможность оценить работу руководства ТЦ и рыночную конъюнктуру.
Персонал ТЦ .В здании в рабочее время находится постоянно помимо администрации техник, 2 охранника. Для всех подрядчиков по коммунальным и эксплуатационным услугам по договору четко прописано время реагирования на проблему и ее устранение. Арендатор самостоятельно выбирает лишь поставщиков услуг на телефонию и интернет в ТЦ, выбор остальных поставщиков услуги относится к компетенции администрации ТЦ. По договору аренды в торговых центрах предусмотрена ежегодная индексация ставок аренды, исходя из данных показателя инфляции в Евросоюзе.
Тенденции развлечения в ТЦ. Боулинг в ТЦ вышел из моды, некоторые ТЦ смогли привлечь казино на свои площади, которым требуются значительные площади для работы. В том числе благодаря привлечению такого арендатора как казино, Дайва Данкшиене смогла увеличить поступления от арендаторов почти на 23%.