Диалог власти и бизнеса: "Для приватизации у нас нет ни денег, ни управленцев"
Об отмене ассортиментных перечней, как смотреть в глаза инвесторам, и почему в Беларуси не идет крупная приватизация, говорили на панельной дискуссии «Оптимизация делового климата Беларуси» в рамках XIX Ассамблеи деловых кругов Беларуси.
Отметим, что ранее широко обсуждалась тема передачи неэффективно используемого госимущества за символическую плату малому и среднему бизнесу. Прошло 7 лет, но должной реализации эта инициатива не получила. Вопросы приватизации, неиспользованного имущества и прав собственности открыты до сих пор.
Как смотреть в глаза инвесторам?
По словам члена Совета по развитию предпринимательства, руководителя научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, госсобственность в Беларуси работает крайне неэффективно, и сегодня накопился целый ряд вопросов, посвященный тому, как ускорить, упростить и удешевить процедуру приватизации.
Ярослав Романчук
«Госсектор, о котором вы говорите, нужно было давно приватизировать. Сейчас уже ведется дискуссия в совершенно иной плоскости: а не поздно ли? Ведь хочется приватизировать за какие-то деньги, а мы туда уже столько капитализировали и не докапитализировали. Рыночный механизм приватизации существует, как и этап предпродажной подготовки, который также требует усилий и средств, - сказал Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей».
Андрей Карпунин
- Малая приватизация была в Беларуси, есть и продолжается, средняя также потихоньку идет. Что касается крупной приватизации, то вроде и механизмы прописаны, и законодательство есть, но из-за инвестиционного климата, низкого рейтинга страны и непоследовательных шагов в макроэкономике, мы еще не доросли до этого. Может быть, через пару лет Беларусь станет более инвестиционно привлекательной, и мы сможем распродать заводы.
Но сегодня есть ряд вопросов, которые нужно решать, чтобы инвестор пришел. Приведу в пример ситуацию. МАРТ подписывает приказ об увеличении тарифов Белтелекома, хотя Белтелеклом в скором времени попадает в реестр сверхрентабельных предприятий Беларуси. То есть увеличение тарифов обосновывают убытками, хотя на деле предприятие имеет сверхприбыль. Где логика? Где смысл? С кого спросить? Как смотреть в глаза инвесторам?»
«Построить ангар гораздо проще, чем купить его и ремонтировать»
По словам председателя Высшего Координационного Совета СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства», директора ООО «Центр бизнес развития» Наума Каца, приватизировать старые стены и станки – это не правильно. Правильно – вклиниться в технологическую цепочку.
Наум Кац
«Я все хочу спросить, а что вы хотите приватизировать? Стены? Если в 90-х гг. приватизация была приемлемой, то сейчас приватизация в формате: забрать завод, т.е. стены и старые станки – это неправильно. Для инвестора нужны ответы всего на два вопроса: за сколько времени можно собрать данный агрегат, и сколько это будет стоить. Если мы не попали сегодня в мировую цепочку технологического развития, то никто не будет в 2018 году покупать просто стены.
Но если бы мы могли делать какую-то конкурентоспособную продукцию в этой цепочке – это другой вопрос. Какой смысл покупать Гомсельмаш? Мне кажется, намного проще приватизировать кусок территории и поставить новый завод. Нужно выбросить из головы слово приватизация, и четко понять, мы конкурентоспособны в этой технологической цепочке или нет. Потому что для приватизации у нас нет ни денег, ни управленцев должного уровня», - сказал он.
Его слова подтвердила и сопредседатель Правления, директор БСНП им. Кунявского Жанна Тарасевич.
- Сегодня финансовое состояние субъектов хозяйствования не очень хорошее, и поэтому даже если желание есть, часто возникает вопрос – за что купить? Темпы роста суммарной кредиторской и дебиторской задолженности с 2015 года составили 111%, причем обрабатывающая промышленность в этой задолженности составляет порядка 52%. И еще вопрос – что делать дальше? Так как если сохранять специализацию предприятия, то куда реализовывать эту продукцию?
Может быть, стоит ставить вопрос иначе, в том числе доступа к финансовым ресурсам, оздоровления предприятий и развития новых сфер, или находить для субъектов малого бизнеса места в новых сферах, или даже выделять участки и создавать новую инфраструктуру, чтобы нладить новое производство. Ведь сегодня построить ангар гораздо проще, чем его купить и ремонтировать.
Жанна Тарасевич
«Приватизация сегодня идет небольшими темпами, но интерес со стороны инвесторов есть, как к недостроенным предприятиям, так и к уже созданным и модернизированным. Если решение о приватизации таких предприятий не принимается, то есть схема взаимовыгодного сотрудничества. И такие примеры тоже есть.
Например, когда рядом с предприятием или на его площадке, чтобы сэкономить часть ресурсов, ставят новое производство, которое расширяет технологическую цепочку. Сейчас я конкретно говорю про деревообработку. Это одна сторона медали, а вторая заключается в том, что все решения уже приняты, сейчас только стоит вопрос о продвижении. И действительно сегодня легче построить что-то новое, чем мучиться и перестраивать старое», - сказал замминистра экономики РБ Дмитрий Матусевич.
Дмитрий Матусевич
В каждом министерстве есть «рыночники» и «не рыночники»
Председатель Клуба финансовых директоров, вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Андрей Карпунин уверен, что внутри каждого ведомства существует разделение на «рыночников» и «не рыночников», и особенно это хорошо видно на примере Следственного комитета РБ, который совместно с Советом по развитию предпринимательства разрабатывал проект Указа президента РБ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».
«Не нужно всех равнять и делить на плохих и хороших. Просто поймите, что у людей есть должностная карьера, погоны, ордена и медали. И если что-то не раскрывается или идет не так, звезды на погоны, к сожалению, сыпаться будут не так быстро - такова система внутренней мотивации, которую нужно пересматривать», - сказал он.
На вопрос о том, почему Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ (далее - МАРТ) до сих пор не осознает, что стране нужны свободные цены без каких-либо обоснований, так как это нормальный принцип рыночной экономики, начальник управления промышленности и агропромышленного комплекса МАРТа Виолетта Березовская дала следующие пояснения.
Виолетта Березовская
«Главное – это обоснование себестоимости. Мы часто получаем обращения от белорусских производителей, что какого-то товара нет в торговой сети. И когда мы начинаем разбираться, то выясняется, что цена этого товара непомерно завышена, так как производитель хочет сумасшедшую рентабельность.
Товар просто нереально продать по заявленной цене. Поэтому мы и говорим – изначально обратите внимание на формирование цены, чтобы торговля могла реализовать товар, а не просто брать его в соответствии с ассортиментными перечнями. К слову, по поводу ассортиментных перечней в нашем министерстве есть разные мнения, но позиция Управления торговли и промышленности АПК такова, что нужно постепенно отходить от этого архаизма.
Сегодня мы пытаемся делать первые шаги и разрабатываем изменения под Декрет № 7 об отмене ассортиментных перечней для малых торговых объектов в сельской местности», - сказала она.
Мария Мелёхина
Другие материалы с панельной дискуссии «Оптимизация делового климата в Беларуси» в рамках XIX Ассамблеи деловых кругов Беларуси
Декрет № 7 «О развитии предпринимательства»: контроль, налоги, «подводные камни»
Читайте также: